Shweda (shweda) wrote,
Shweda
shweda

По ухабам - в Чичен-Ицу

Начать изучение Мексики мы решили с Чичен-Ицы, здраво рассудив, что еще не привыкнув к местному времени, проснемся рано, успеем до прибытия толп туристов. Расходясь по номерам, назначили встречу на завтраке в 7:30 и выезд из отеля в 8:30. К 9:00 (как раз к открытию) рассчитывали уже быть на месте.
Но жизнь и моя рассеянность, помноженная на топографический кретинизм, внесли свои коррективы.



Я знала, что Чичен-Ица (или просто ЧИ) - самая популярная среди туристов пирамида в Мексике, что часам к 11 туда свозят автобусы экскурсантов, среди которых даже огромные пирамиды рассмотреть трудно, но с 9 до 11 у нас было (бы) полно времени насладиться творениями майа в почти безлюдной обстановке.
Неувязочка номер раз - ранняя встреча на завтраке не состоялась. Только в 7:30 я с помощью домкрата вытолкала Сережу из постели, встречу на завтраке перенесли на 8:00, потом пришлось зайти в интернет по работе, встречу отодвинули на 8:30. После завтрака еще пришлось вернуться в номер, в итоге выехали уже после 9.

Поначалу я особо не переживала, т.к. знала, что до ЧИ от нас ехать полчаса, когда через полчаса поездки навигатор наконец нашел спутники и стал вещать, я весьма удивилась, узнав, что до места назначения еще 140 км. Спутники мои эту информацию восприняли слегка удивленно, я же вслух предположила, что, видимо, тут еще какая-то другая ЧИ есть. Но навигатор с расстоянием не ошибся, и в итоге мы действительно пилили все это расстояние.

Замечу, что пилили по бесплатному пути. Из плюсов - проезжали интересные местные деревушки и покупали обязательные в каждой тропической поездке вкусные бананы. Из минусов - вечные многочисленные топесы поднадоели конкретно. Топесами в Мексике называют лежачих полицейских, но они там сильно основательнее наших: много шире и выше. Больше походят на горные перевалы, чем на искусственные насыпи.

Кстати о навигаторе. В 1-й день мы использовали Навитель. Во-первых, он упрямо избегал платных дорог, хотя мы его об этом не просили. Во-вторых, порой выбирал такие пути объезда, что даже танки там прошли бы вряд ли. По такой дороге мы какое-то время ехали из популярной Плайи в популярную ЧИ. И что-то нам подсказывало, что где-то есть дорога получше.



Рядом с нами проходила нормальная дорога, но выездов на нее не было, только лишь тропки для велосипедистов. Мы немного переживали, но больше радовались: первый день в стране, а приключения и неожиданности уже не заставили себя ждать.


Пробираясь сквозь эти джунгли, я понимала, что к 9:00 в ЧИ нам не успеть, что приедем часам к 11, как раз вместе с толпами туристов. Стала строить в голове новый план: сначала Эк Балам, потом Вальядолид и обед, после чего - Чичен-Ица. Но человек располагает...

Первым пунктом из трех стал Вальядолид. Мы проехали через много мелких селений, но ни в одном из них по утверждению местных не было банкоматов. А нам нужны были местные песо. Как-то так повелось в мире, что для прохода на всякие там памятники старины и прочие интересности нужны деньги.

В Вальядолиде банкомат был. Однако искали мы его неуверенно: Навитель постоянно путался в показаниях, мы ориентировались на указатели и ехали в центр. После отъема так нужного нам кеша, направились к выезду из города. Предположительно ехали в Эк Балам, но решили, что если первым встретим указатель на ЧИ, то поедем туда. Так второй точкой нашего маршрута стала ЧИ.

Понимая, что мы уже не спешим, Сережа предложил посадить за руль Юльку. Юлька очень хотела за руль, она никогда еще не водила машину с автоматической коробкой. Она вообще получила права всего пару месяцев назад. При чем, только с 5-го раза. Это, несомненно, добавило адреналина нашей поездке. Юлька теперь хвастается друзьям, что водила Крайслер в Мексике, а я с той поры вынуждена красить волосы.

В ЧИ мы приехали в районе полудня. Я, чувствуя легкую вину, готова была предложить моим спутникам подождать меня в каком-нибудь баре, пока я отстою две разные очереди за двумя разными билетиками на одни и те же руины. Фиг знает, кто и зачем придумал сию дурацкую систему с двумя очередями, но в Эк Баламе мы потом столкнулись с такой же. К удивлению, очередь состояла из пары человек, тех страшных толп туристов, которыми нас пугали, замечено не было. Даже учитывая некоторую несобранность коллектива, нам потребовалось 7-10 минут, чтобы пройти все процедуры и оказаться не территории древних майа.

Правда, первыми нас встретили майа современные - вся дорога от входа до пирамид - сплошной рынок сувениров. Но торговцы здесь не навязчивые, даже приятные люди. Конечно, "купи-купи", "какдила - хорошо" и т.п. мы слышали на всем протяжении пути. Но под ноги никто не бросался, дорогу собой не загораживал, за руки не тянул.



Особо про пирамиды рассказывать не буду, самые любознательные могут почитать источники понадежнее. А вкратце дело обстоит так. На входе посетителей встречает главная и самая большая пирамида - Храм Кукулькана. Особым шиком среди туристов считается а) сфотографироваться на ее фоне, б) сфотографировать пирамиду так, чтобы на ее фоне не было ни одного туриста. Но мы не баре, и я не шиковала.



Я нашла себе другое занятие у подножия Храма - снимала тусовку бабочек. Не знаю, что за праздник у них там проходил, но собрались они в большом количестве. В ограниченном пространстве они суетились, хаотично летали, падали на траву, снова взлетали и громко хлопали крыльями. Возможно, мне удалось стать свидетельницей большой и пьяной бабочковой свадьбы.



Дальше мы продвинулись к Храму воинов, большая часть которого - много-много ничем не покрытых столбов.




Мой воин к этому времени обмяк, устал и отказывался идти дальше.


Но у меня всегда найдется ободряющее слово и домкрат - и мы продолжили путь.






Как и у нас, у майа было очень популярно искусство графитти. Но за неимением красок и распылительных баллончиков рисунки приходилось выдалбливать просто прямо на камне. Это, например, ягуар, если не разберет кто.


Прогулявшись по всем руинам, мы добрели до самого большого поля для игры в жопомяч. Вообще-то, в ЧИ их что-то около семи: тренировочные, для местных чемпионатов, для межплеменных... Но это самое большое, его длина 135 метров.


Игра в мяч была очень популярна среди индейцев. Поля, подобные этому, есть на каждых руинах. А жопомяч - лаконичное название, отражающее суть:  игрокам необходимо было бедром забросить тяжелый мяч в высокое и узкое кольцо.


Правила игры сейчас уже вряд ли можно узнать точно, но зато итог известен и жесток. Капитана проигравшей команды убивали. (Хотя есть версия, что убивали капитана команды победившей, оказывая ему таким образом честь и принося в жертву богам, но версия с проигравшим как-то популярнее и понятней.)
На одной из стен ЧИ даже есть рисунок, на котором изображены три воина: капитан-победитель отрубает голову капитану-лузеру, а третий игрок просто стоит и смотрит на это. Видно, мимо проходил и залюбовался.

Эту стену мы назвали доской почета, решив, что на ней удостаивались чести быть изображенными капитаны победивших команд. Вглядитесь в эти суровые лица, именно они были мечтой и грезами майанских барышень.


Следующим пунктом нашей программы была (барабанная дробь) - покупка платья.
Я никогда в жизни ни с кем не торговалась. Я вообще не знаю, как это делать, и никогда не пробовала. Даже в Египте мы покупали сувениры за ту стоимость, которую нам называли.
Но тут во мне одновременно проснулись жаба и желание практиковаться в испанском. Все кругом пишут, что цены нужно сбивать раза в 1,5-2. Я и попробовала.
- Сколько стоит это платье? - спрашиваю.
- 650 песо, сеньорита.
- Сколько?? - делаю круглые глаза я. - Там на дороге такие же по 200 предлагаются! - Произношу и офигеваю от собственной наглости. Я же понятия не имею, сколько эти платья стоят, я вообще впервые на что-то в Мексике цену спросила.
Торговец мне начинает рассказывать про ручную вышивку, демонстрирует ее и предлагает отдать за 600. Но я настаиваю на 200.
Только для такой неземной красавицы, как я, он идет на жертву и отдает за 400, но мне число 200 уже понравилось.
Когда он склоняется к 250, я уже неимоверно горда собой и готова брать, но Сереже этот цирк поднадоел, он берет меня за руку и уводит. Нам в спину торговец кричит, что отдает за 200.
Это впечатление стало одним из двух сильнейших за весь день. Я словно заново сама с собой познакомилась. Ходила потом и улыбалась всю дорогу, как та девочка в каске.

А платье так и не купила, о чем жалею до сих пор. Мы вообще почему-то ничего не купили в ЧИ, хотя такого большого выбора сувениров потом не встречали нигде. И цен таких тоже, все же конкуренция творит чудеса.
Во всех отчетах по Мексике написано: если что увидели и понравилось, покупайте, больше такого нигде не встретите. И я эти отчеты читала, и я все это помнила, но... В общем, "дети, не будьте такими, как Влас", покупайте то, что вам понравилось сразу, потом не сыщите.



Так, переговариваясь с торговцами, вдоль прилавков мы дошли до священного сенота. Это был первый, увиденный нами сенот, но вода в нем мутная, купаться нельзя. Хотя и не хотелось особенно - этот священный сенот служил майя колодцем для жертвоприношений. Сколько людей там было утоплено во славу богов и в просьбах дождя - бог весть.




Но не только людей приносили в жертву, скидывались туда и ценности. Ограбили, например, соседнее племя, половину золота берут себе, половину - богам в колодец. И столько тут всяких ценностей за века насобиралось, что когда один предприимчивый консул США решил его исследовать, поднял со дна сокровищ едва ли не больше, чем было найдено в гробнице Тутанхамона.
Но это в конце 19-го века было. В 60-х годах века прошлого снова нашлись желающие поискать сокровищ в сеноте. Вооружились новым современным оборудованием и стали копать. И еще на много миллионов долларов всякого ценного накопали. Даже деревянные троны в сероводороде за много веков не сгнили, а сохранились и были подняты удачливыми кладоискателями.

Tags: Мексика, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments