Shweda (shweda) wrote,
Shweda
shweda

В деревне индейцев Эмбера-Воунаан

Подсказка: в слове Эмбера ударение падает на последний слог.

Когда-то их безжалостно уничтожали, потом просто не замечали, теперь с любопытством изучают.

В Панаме проживает много индейских племен, но самых крупных три: Нгобе-Богле (самое крупное), Гуна-Яла (2-е по численности), Эмбера-Воунаан (соответственно, 3-е).





Самое популярное у туристов племя Гуна-Яла. Они живут на островах Сан Блас, у них отдельный административнй округ, именно они шьют молас.
В большинстве источников племя называют Куна-Яла, но недавно выяснилось, что в их языке нет звука "к", теперь они Гуна. С плененем Нгоба-Богле, кстати, произошла подобная история. По-моему, раньше они были Бугле.

Индейцы Гуна часто встречаются в Панаме. Конечно, самое большое их скопление наблюдается в точках продаж сувениров, но можно встретить в очереди в супермаркете, например, или выгуливающими детей в каком-нибудь провинциальном городке. Узнать легко: женщины всегда и везде носят национальные костюмы. Предполагаю, им это удобно.



Мы купили у них парочку сувениров, они разрешила с собой сфотографироваться. Иначе отворачивают лицо и прячутся.
Во мне 163 см роста, в своем племени я чуть ниже среднего, она в своем - самого среднего.



Лицо более крупным планом. Здесь заметно, что в нос у нее вставлено кольцо.
Есть легенда о том, что однажды девушка Гуна поцеловала заезжего гостя, с тех пор всем девушкам велено носить в носу кольцо, чтобы быть менее привлекательными.
Хотя, честно говоря, там что с кольцом, что без кольца, все Гуна очень страшненькие. О симпатичности речь не идет, хотя бы просто не отталкивающая внешность среди женщин - редкость.  По крайней мере, на мой вкус.

Вот Эмбера - другое дело. У них девочки довольно милые. Откровенно некрасивых вообще не встретили. Вот к ним и поедем.



Нас вышла встречать вся деревня. Подходили по очереди, здоровались по-испански и обязательно пожимали руку. Я была так увлечена процессом, что забыла напрочь про фото.
В отличие от Гуна, кстати, Эмбера очень дружелюбные и улыбчивые. И фоторафировать себя разрешают охотно и даже с радостью.

Ходят босиком, одежды минимум. На фото выше на женщинах яркие юбки (точнее, куски материи, обернутые вокруг бедер и талии), это повседневка. Когда в гости приезжают туристы, прикрывают грудь яркими накидками из "бисера".



Мужчины в обычное время носят лишь красный или желтый кусок материи, прикрывающий лишь одно причинное место. Но встречая туристов, оборачивают бедра яркими короткими юбочками из того же "бисера".
"Бисер" этот они берут у соплеменников из Колумбии. Он довольно крупный (около 5мм) в диаметре, но они утверждают, что это такие песчинки. Да-да, именно они, не ошибка переводчика, я удивилась и два раза переспросила. Наш гид-индеец уверенно утверждал, что это arena (песок).
Такая юбочка весит килограмма три, накидка на грудь - 1,5-2. Индейцы говорят, что китайцы делают такой "бисер" из пластика, он очень легкий, но им не нравится. Конечно, ведь три килограмма на себе таскать куда лучше, чем 300 грамм, кто бы спорил! Вот у нас тоже некоторые очень любят ботинки с подошвой из гусеницы трактора.
Женщинам, кстати, в этих нагрудниках неуютно. Нет привычки что-то носить, вот и мешает. Стоит туристам отвлечься куда-то, сразу снимают, дают груди вздохнуть.

А вот детишек лишними одежками не мучают. Они одеты так, как и взрослые, когда гостей нет.



Хотя в школу ходят в школьной форме (иначе в Панаме нельзя) и в обуви. Не заметила, чтобы школьная одежда их тяготила. Видно, в детстве ко всему привыкнуть легче.



Кстати, дети индейцев ничем не отличаются от любых других детей мира. Любимое место - под столом!



Здесь можно играть, прятаться и делить гостинцы.



Насчет гостинцев. Нас гид предупредила, что в деревне живет много детей, что у туристов сразу будит желание детишек угощать. И обязательно конфетами. Индейцы просят этого не делать. Хотите угостить детей, купите что-то более полезное.
В общем, карамелька - хорошо, а килограмм мяса лучше.

Мы привезли им соки. У индейцев Эмбера, проживающих на реке Чагрес (здесь их не много, основное племя живет ближе к Колумбии в провинции Дарьен) овощей и фруктов недостаток, поэтому витамины лишними не будут.

Да, у индейцев в Панаме недостаток фруктов. Нас это тоже удивило. Но все оказалось не просто. В 80-е годы в местности, где уже проживали и занимались сельским хозяйством индейцы Эмбера, правительство учредило национальный парк Чагрес. Охоту и сельское хозяйство запретили, оставив на пропитание лишь разрешение на рыбную ловлю.

Однако одним лишь подножным кормом и рыбой прокормиться сложно, индейцы обратились к правительству с просьбой дать им возможность оказания туристических услуг. Переговоры (или уговоры) длились дольше десяти лет. Только в начале двухтысячных у индейцев появилась возможность принимать туристов. И благодаря этой возможности мы попали в деревушку Тусипоно.



Деревушка небольшая. Население - 68 человек. Электричества нет. Дома стоят на сваях, защищающих от диких животных. Когда-то дом представлял собой лишь сваи, пол и крышу. Но туристы народ любопытный, постоянно норовят заглянуть в чужой дом поглубже, поэтому сейчас в домах индейцев появилось некое подобие стен.



Почти завершенное строительство нового дома для молодой семьи.



По такому полу ходить поначалу немного страшно. Потом привыкаешь, но все равно не уютно как-то, не уверенно.



А вот крыша надежная. Нас в деревне застал тропический ливень. Ни одна капля не просочилась через нее. Раньше крыши делали из листьев дерева palma real (записала на слух, перевод на русский не спросила), но ее хватало года на три. Сейчас закупают листья какого-то другого дерева у индейцев Гуна-Яла, такая крыша служит лет 8-10.



Общаются между собой индейцы разных племен по-испански. Однажды правительство решило признать всех своих подопечных гражданами. Всем индейцам раздали панамские паспорта, а детей отправили в школы. Благодаря этому все индейцы в возрасте до 40 говорят по-испански.
Если семья может это себе позволить, ребенок может продолжить обучение и после школы. У Эмбера есть парнишка, закончивший университет в США. Только городская жизнь образованному индейцу не пришлась по нраву. Дитя природы отучилось, отмучилось, да и вернулось жить в племя.
Женятся индейцы в основном на соплеменниках. Хотя строгих ограничений нет. Приехала однажды к Эмбера американка, влюбилась по уши в индейца, вышла за него замуж, и теперь живет в племени. Правда, у нее при этом маленький бизнес образовался, организовывает вертолетные экскурсии в индейскую деревню.

Женятся рано, лет в 12-13. Правительство, правда, против таких ранних браков, но индейцам и не нужна особо государственная регистрация.
А вот про свадебную церемонию нам ничего рассказывать не стали. Гид говорит, что за все время ни разу не приходилось видеть индейскую свадьбу.



Не хватало денег на сувениры, подрядилась подработать на кухне.

Обед готовят на открытом огне прямо в доме, что называется, по-черному. Это решает сразу две проблемы: 1) пищу не испортит дождь, 2) подобное окуривание избавляет дом от москитов и прочей мошковитой нечисти.
Нас угостили неприхотливым, но чертовски вкусным обедом. Во фритюре обжарили рыбу (тилапия) и бананы, подали в пальмовых листьях.



Я, кстати, была удивлена тому количеству масла, в котором жарилась рыба. Все-таки это не самый дешевый продукт. Но все оаказалось просто. Масло индейцы делают сами из плодов той же palma real.



Во время обеда нам немного рассказали о жизни племени, а после были танцы. Живая музыка, индейский орекстр под управлением флейтиста,одного из самых старых жителей племени.



Обратите внимание на инструмент у второго слева - обыкновенный черепаший панцирь. А как звучит!
Нам показали пару ритуальных танцев. Мы сделали вид, что заметили, чем они отличаются друг от друга.



А потом танцевать пригласили и нас. Нам не то, чтобы очень хотелось на дискотеку, но разве можно отказать таким очаровательным юным обольстительницам?



Напоследок пятиминутка зависти и будем прощаться. Девушки, надеюсь, вы не стоите, потому что такое открытие способно сбить с ног и лишить чувств.
У индейцев очень хорошие волосы, они поздно седеют, и при этом растут только на голове. Да! Да! Да! Именно так. Только на голове и нигде больше! Никаких тебе волосатых ног и небритых подмышек. Со стороны ученых (особенно, британских) просто преступление, что этот индейский противоволосатый ген все еще не изучен и не используется вместо всяких "приятных" эпиляций. Надеюсь, это скоро исправят.

Провожали нас так же всем селом.



Мы уехали и еще долго обсуждали их. А они - нас. Потому что чем еще заняться в отсутствие развлечений и электричества?


Tags: Панама, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments