Shweda (shweda) wrote,
Shweda
shweda

Прогулка по каналу

Было бы немыслимо приехать в Панаму и не посетить то главное, что здесь есть. Конечно, экскурсия по каналу с проходом через шлюзы была самым важным и самым ожидаемым моментом нашего путешествия.
Благо, и ждать пришлось недолго: экскурсии проводятся по субботам, а мы прилетали в пятницу.





Прошлое

Необходимость строительства короткого водного пути между Тихим и Атлантическим океаном незрела почти сразу после открытия этих земель, но первые реальные попытки строительства канала были предприняты только в конце 18-го века.
В качестве территории, по которой пройдет канал, рассматривались Панама (тогда еще бывшая территорией Колумбии) и Никарагуа. Какая из этих стран была выбрана в итоге, известно всему миру, но Никарагуанский проект до сих пор вяло существует.

Причин выбора Панамы было много. Одна из них - сейсмоустойчивость. На экскурсии по Casco Viejo гид обязательно продемонстирирует Вам поперечную балку кирпичной кладки, которая существует уже 400 лет. При регулярных землетрясениях до наших дней не дотянула бы.

За строительство канала взялся Фердинанд Лессепс, под руководством которого был построен Суэцкий канал. Во Франции была организована Всеобщая компания межокеанского канала, акции которой приобрели почти миллион человек. 20 тысяч французов приехали в Панаму на строительство века. Но потом оказалось, что и канал спроектирован неправильно, и деньги разворованы, и коррупция процветает, и малярия с желтой лихорадкой одного за другим косят строителей. Дошло до того, что французы приезжали на строительство канала с собственными гробами.

Руководители проекта и Лессепс, и Эйфель (тот самый) оказались на скамье подсудимых, а слово Панама надолго стало синонимом большой авантюры. И если бы современные панамские небоскребы существовали уже тогда, французы, вложившиеся в акции канала, непременно сбрасывались бы с них пачками, взявшись за руки.

А потом сюда пришли американцы. В 1902-м году за 40 млн. долларов они выкупили имущество "Всеобщей компании" и попросили у Колумбии в долгосрочную аренду кусок земли за 10 млн единовременно и 250 тыс. годовых. Богота отказалась. И тогда американцы устроили маленькую революцию, в результате которой упрямая Колумбия потеряла часть территорий, а на карте мира появилась независимая Панама.

Как раз к этому времени кубинскими врачами-исследователями было установлено, что желтая лихорадка и малярия передаются комарами. Американцы провели небывалую по масштабам кампанию по осушению болот, уничтожению комаров и личинок. Сил, денег и керосина не жалели. Опасность заражения была сведена к минимуму.

Работы начались. Американцы изменили французский план, который не предусматривал шлюзов. Этот подход себя оправдал. Уже в 1913 году президент Вильсон, находясь в Белом доме, непринужденным жестом нажал пальчиком на кнопочку, в результате чего за тысячи километров от него в Панаме взорвалось 8т динамита. Путь был расчищен. Оставалось только провести работы по расчистке - и 15 августа 1914 года официальное открытие канала состоялось.

Настоящее

Панамский канал является настолько важной водной артерией, что существует дже специальный стандарт размеров для судов - Panamax. Суда, отвечающие стандарту, могут пройти через канал. Почти все круизные лайнеры мира (за исключением двух-трех) соответствуют размеру Panamax.

Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Наиболее длинное судно, когда-либо проходившее канал - танкер San Juan Prospector (297 метров).



Канал работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И несмотря на это в ожидании очереди на прохождение в рейде постоянно стоит множество больших и маленьких кораблей.
Право на проход без очереди можно купить на аукцине. 220 тыс. долларов заплатил в 2006-м году за это право танкер Erikoussa. Но ни очереди, ни плата за проход не снижают популярность Панамского канала, путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско он сокращает на 12,674 километров. Можно и подождать, и заплатить.



Наша экскурсия по плану дожна была начинаться в Тихом океане. Идти мы должны были на этом кораблике, бывшем одно время собственностью Аль Капоне.
Но то ли ли из-за низкого спроса, то ли наоборот, планы были изменены. Нас отвезли в район Гамбоа. Оттуда на более современном судне мы пошли в сторону Тихого океана.
По пути пересекали забавный мост. Видимо, раньше дорога в оба направления была железнодорожной, но одну полосу переоборудовали для автомобилей.



Кстати, регистрация начинается в 7:30, но не стоит приезжать так рано, т.к. экскурсия по расписанию начинается в 9:00, а по факту нас пригласили в автобус в 9:30.



Автомобильная дорога идет вдоль канала и так же вдоль железной дороги, по которой перевозят грузы от одного океана к другому, если они слишком тяжелы для того, чтобы судно могло пройти вместе с ними.



Вот такие огромные краны разгружают контейнеры, чтобы отправить их к другому океану по железной дороге, после чего они снова вернутся на судно.





Панамский канал - место, где капитан своему судну не хозяин. Для прохождения канала на борт судна обязательно поднимается панамский лоцман, который при этом ни за что не отвечает.
Большим широким кораблям было бы трудно проходить через узкие шлюзы, когда расстояние от стен шлюза до борта корабля меньше 1 метра. Их работу облегчают мулы (рельсовые тягачи, у которых кроме двух обычных опорных рельсов есть еще центральный рельс, похожий на велосипедную цепь, за который мул может цепляться специальным зубчатым колесом под пузом).



Обычно 4, а в особых случаях 6 мулов на растяжках тянут судно. Работа мулов контролируется комьютером, малейший просчет может привести к катастрофе.



Полный проход через все три связки шлюзов занимает 6-10 часов. Большие суда всегда сопровождает буксир.







Наше путешествие заняло 4 часа. Вместе с нами шлюзы проходило еще одно такое же экскурсионное судно и две яхты. Первым мы проходили однокамерный шлюз Pedro Miguel.



Мы последними вошли в камеру, ворота закрываются.



Вода убывает заметно быстро, это видно глазу, но телом никак не ощущется.



Мы опустились до нужного уровня, и нас выпускают, открывая двойные ворота.



Затем мы подошли к двухкамерному шлюзу Мирафлорес. Следим за отметкой. Снимаем с 3-й палубы, находясь на высоте метров 10 над отметкой. Рядом с отметкой - три рельса для мулов: два боковых опорных, один центральный тяговый.



И снова смотрим на отметку.



Переходим в следующую камеру и повторяем процедуру.




На это видео можно понаблюдать за мулом.


Триллер Прибытие поезда "Открытие ворот шлюза".

Ура! Теперь мы суперморяцкие моряки!

На прощание машем тем, кто наблюдал за нами с берега.



За нами закрывается последний шлюз, и Тихий океан встречает нас проливным дождем.



Будущее

В 2014-м году к столетию канала планируется открытие третьей нитки шлюзов.
Спонсором мероприятия выступает Китай, которому необходимо доставка нефти из Венесуэлы. Современные суда давно выросли из стандарта Panamax.
Новые более глубокие и более широкие шлюзы смогут пропускать супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. А у размеров судов появился новый стандарт Postpanamax.



Дноуглубительные работы на канале уже ведутся. И глядя на то, с какой скоростью здесь возводят небоскребы, не осмневаюсь, что к столетию открытия канала в 2014-м году они справятся.


Tags: Панама, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments